Корзина
Скидка 25% на  продукцию Jonnesway и Ombra!!!Распродажа!!!
Автосервисное оборудование от компании "ГЕФЕСТ"
Диагностика автомобилей - С чего начать и надо ли начинать?

Диагностика автомобилей - С чего начать и надо ли начинать?

Диагностика автомобилей - С чего начать и надо ли начинать?

С чего начать, и надо ли начинать?

 

Начать наверное нужно с понимания того, что современный автомобиль уже давно стал умнее управляющего им водителя.

Казалось бы ничего не меняется, автомобили по прежнему работают на бензине или дизельном топливе, есть в них и руль, и подвеска с колесами, и тормоза, и лампочки всякие. Но правда все чаще бывает так, что на одном автомобиле установлено около 50 электронных блоков управления, рассыпано сотни полторы различных датчиков и исполнительных механизмов и все это связано нескольким километрами провода разного сечения и расцветки.

И  этот кусочек умного (а иногда и вредного) железа без специально оборудования к сожалению не даст вам поменять ни лампочку в фаре, ни масло в двигателе, ни колодки в тормозах, а иногда даже аккумулятор. Про ремонт двигателя и трансмиссии даже не будем упоминать.

 

Ну и ладно, иномарки не так часто и фатально ломаются, можно ведь заниматься только  «нашим» автопромом. Жаль только, что «Автоваз» по сути на единственный производимый им двигатель от ВАЗ-2109 придумал более 20 вариантов систем управления двигателем, соответственно столько же модификаций блоков управления. Еще на наших машинах появился АBS, несколько вариантов электроусилителя руля и климатических установок, бортовая электроника и еще много «качественно» изготовленных систем.

Отсюда вывод напрашивается сам – минимальный комплект диагностического оборудования должен быть на каждой уважающей себя СТО!!!

 

Многие могут подумать, что для всего этого великолепия достаточно К-line адаптера типа ELM ну или какой-нибудь игрушки с сайта Алиэкспресс, благо бесплатного софта в интернете пруд пруди.

 

К сожалению  недостаточно, так как довольно часто чтобы подключиться к какой-нибудь не сильно редкой машине ты перебираешь эти программы, меняешь скорости порта, «бьешь в бубен» и т.д. и т.п. Плюс, как правило, данные «сканеры» делают только поверхностную диагностику и не позволяют толком проанализировать ту или иную систему.

Таким образом, времени на настройку «сканера» (кавычки стоят не просто так) уходит значительно больше, чем на саму диагностику. Да и у самого хозяина автомобиля может в бардачке лежать такой же мега прибор как у вас (кому-то будет неудобно)

 

Также ходят «басни»  о том, как разные «отломанные» «сканеры» и программы, во время диагностики вскрывали подушки безопасности, сжимали тормозные колодки и отрубали пальцы слесарям, навсегда «успокаивали» управляемые пневматические подвески на дорогих автомобилях ну и тд.

 

Важно понять, что любой сканер подключается к блоку управлению по тому, или иному протоколу обмена данных. Главное тут фраза «обмен данными», т.е. сканер не только принимает данные с ЭБУ, но и передает их в блок. И тут, стоит задуматься, что может передать китайский  «отломанный» прибор с пиратским «крякнутым» программным обеспечением скажем в напичканные разными блоками управления BMW или Mersedes (довольно проблемные машины и частые гости в сервисах). Еще можно поразмыслить, что после такого «обмена данными» делать с этими машинами, а главное с их хозяевами.

 

Вот и еще один вывод - диагностическое оборудование должно быть качественным и проверенным, только так оно будет радовать вас скорость и стабильностью работы, возможностью официального, а где-то даже бесплатного обновления, ну и конечно сведет к минимуму возможные «непредсказуемости» при проведении диагностики.

 

 Что нужно для диагностики?

 

Начать надо со сбора информации и самообучения, ибо самое главное орудие у диагноста не сканер, а голова. В этом плане сейчас все просто, много специализированной литературы лежит в открытом доступе, вот например хорошая книга. Тут есть  схемы эсуд россиских автомобилей. Очень много ценной информации предоставлено на разных диагностических форумах.

Главное ничего не бояться, соблюдать осторожность и стараться избегать метода «тыка».

 

Далее нужен сканер!

 

Что делает сканер?

Сканер позволяет нам общаться с электронными блоками управления, получать от них информацию (об ошибках, датчиках, исполнительных механизмах, сервисных интревалах и т.д.) и отправлять в блоки управления различную информацию и команды (запросы на стирание ошибок, проведение адаптаций и кодировок, сбросы сервисных интервалов, активации различных устройств и механизмов и тд.)

Объем информации получаемой от блока управления, а также возможности сканера зависят прежде всего как от самого диагностического прибора, так и от электронного блока управления с которым он общается.

Самые широкие возможности открываются нам, если сканер связывается с блоком управления по заводскому (родному для ЭБУ) протоколу обмена данными и производитель диагностического оборудования заранее откатал и поборол все возможные проблемы. Такие сканеры могут по некоторым моделям автомобилей приближаться к дилерскому уровню и их возможности впечатляют как новичка, так и профессионального диагноста. Но не стоит ждать невиданных, но обещанных чудес от взломанных и самодельных таких вот «программно аппаратных комплексов».

Также на возможности сканера влияет тип и год выпуска ЭБУ, ведь сканер сам ничего не мерит и не снимает никаких данных с датчиков, он просто показывает нам ту информацию, которую ему передает блок управления. Так, например даже российские автомобили в настоящее время снабжены очень «общительными» блоками управлениями, которые имеют очень мощную систему самодиагностики и способны предоставить нам сотни различных параметров для анализа. Но если заглянуть лет на 15 назад то самодиагностика ЭБУ умела находить в основном только обрывы цепей и указывать на выходы получаемых с датчиков сигналов за допустимые пределы (ну скажем температура охлаждающей жидкости в 245 градусов скорее всего будет поводом указать ошибку).

 

        Незаменимым помощником среди современных сканеров можно назвать сканер Сканматик2. Пользуясь и первой и второй версией могу смело утверждать, что это один из лучших российских сканеров с очень хорошими возможностями и перспективами. Но более подробно мы поговорим о Сканматик 2 в следующем обзоре.

Сканматик2 позволит Вам уверенно работать в российским автопромом и самыми популярными в России иномарками, но все же в дальнейшем нужен будет полноценный мультимарочный сканер, тут можно рекомендовать продукцию TEXA, Autel, Launch, ScanTronik (Также о плюсах и минусах того или иного производителя диагностического оборудования поговорим в отдельной статье).

     

 

Что нужно для проверки механики?

 

Конечно же нужен компрессометр!

Компрессометр позволяет оценить компрессию двигателя т.е. давление развиваемое в цилиндропоршневой группе.

Есть две методики проверки компрессии: при полностью открытой дроссельной заслонке (наиболее популярная, позволяет определить крупные дефекты ЦПГ) и при закрытой заслонке (позволяет определять мелкие дефекты). Комбинируя данные методы, часто можно довольно точно определить причину механической неисправности.

Еще не забываем, при измерении компрессии отключать катушки зажигания и топливоподачу.

 

Не стоит брать самые дешевые модели, так как периодически они довольно серьезно врут.

При выборе компрессометра желательно чтобы в резьбовом адаптере находился золотниковый клапан, который значительно повысит точность показания прибора. Также нужно обратить внимание на размеры резьбы адаптеров компрессометра, так например адаптер с резьбой М18 сейчас не применяется, а вот с М12 периодически встречается.

Для начала рекомендую компрессометр Aist 19199900, это прекрасный образец цены и качества. В дальнейшем по мере необходимости можно будет для основной работы прикупить, что то более функциональное, например компрессометр ATP-2206 LICOTA,  а Aist 19199900 оставить, допустим для вывыездной  диагностики.

  

Набор для измерения давления топлива!

Данный набор служит для проверки давления топлива подаваемого бензонасосом к форсункам.

Зачастую по описанию поведения автомобиля, первым делом к автомобилю подключается не сканер, а именно набор для измерения давления топлива.

 

При правильном подходе и методах проверки с помощью набора для измерения давления топлива можно не только измерить давление в рампе, но определить ресурс бензонасоса, исправность регулятора давления топлива, состояние топливных фильтров, магистралей и форсунок.

При использовании набора для измерения давления топлива совместно со сканером можно провести тест – «баланс форсунок», который позволяет сравнить работу всех форсунок и выявить засоренную или льющую форсунку.

 

Для начала работы вполне сгодится измеритель давления топлива - HS-A0020. Данным набором можно подключиться к любому российскому автомобилю, а при проявлении смекалки ко многим иномаркам.

Очень важно, что манометр измерителя HS-A0020 оснащен клапаном сброса давления. Данный клапан позволяет безопасно отключать манометр от топливной магистрали. Однако несмотря на это, следует особое внимание уделять технике безопасности, так как при отключении шлангов набора от топливной системы автомобиля всегда есть риск попадания брызг бензина в лицо или в глаза.

        Для более профессиональной диагностики рекомендуем приобрести тестер для измерения давления в топливных системах - HS-1011.

Основным отличием данного комплекта от измерителя HS-A0020 является наличие более широкого набора адаптеров, а также быстроразъемное соединение манометра с адаптерами.

При работе с данным набором, вам понадобиться гораздо меньше смекалки, так как большое число  адаптеров позволяют без проблем подключиться практически к любому автомобилю.

        Ну а для личного применения автолюбителям, можно смело рекомендовать недорогой измеритель давления топлива - HS-1013. В данном наборе нет клапана сброса, но есть минимальный комплект адаптеров который, без труда позволит подключиться топливной магистрали российских автомобилей и части иномарок.

 

Пневмотестер

Пневмотестер является уникальным диагностическим прибором, так как он не только может оценить состояние цилиндропоршневой группы, но и довольно точно выявить неисправность.

Пневмотестер довольно прост в обращении и анализе полученных с помощью него данных.

 

Как работает пневмотестер?

Пневмотестер определяет герметичность цилиндра в такте сжатия, когда все клапана закрыты. Через пневмотестер в цилиндр запускается сжатый воздух, и так как впускные и выпускные клапана закрыты воздух под давлением начинает уходить из цилиндра через различные зазоры.

 

Измерительная шкала пневмотестера как правило указывается  в процентах и разделена на четыре диапазона:

- 0-10% (желтый или красный сектор) – означает что цилиндр практически на 100%  герметичен и не имеет утечек воздуха. Красным или желтым цветом данный диапазон выделен в связи с тем, что даже новый двигатель, не может похвастаться такими показаниями, так как имеет необходимые тепловые зазоры и допуски при сборке. В любом случае данные показания должны насторожить и стать поводом для более детальной диагностики цилиндра, видеоэндоскопом и осциллографом.

- 10-40% (зеленый сектор) утечку воздуха данном диапазоне принято считать нормальной, но не забываем сравнивать показания с остальными цилиндрами, большой разброс значений недопустим.

-  40-70% (желтый сектор) уже указывает на наличие неисправности. Это может быть неотрегулированный или плохо притертый клапан, трещина в клапане, пробитая прокладка головки, микротрещены в цилиндре или головке цилиндра. Как правило, такую неисправность можно выявить только с помощью пневмотестера, например компрессометр из за динамичности процесса проверки может не указать на дефект и дать нормальные показатели.

- 70-100% (красный сектор) указывает на явные проблемы в цилиндре, такие как прогар или трещина в клапане, залегшие поршневые кольца, сильный износ или наличие глубоких царапин и задиров на стенках цилиндров.

 

Кроме возможности выявить серьезную утечку в цилиндре двигателя, пневмотестер позволяет определить где именно произошла утечка. Сделать вывод можно по тому, откуда выходит загнанный в цилиндр воздух.

Допустим если воздух вышел через впускной коллектор двигателя, то можно диагностировать проблему с впускными клапанами, а если через выпускной то с выпускными. Если воздух «забулькал» в расширительном бачке системы охлаждения или выходит через соседний цилиндр, то вероятнее всего прогорела прокладка головки блока цилиндра. Если воздух уходит через масленый щуп, то: либо залегли поршневые кольца, либо имеется сильный износ, также может указывать на прогар и разрушение поршня (величина утечки в таком случае будет 100%).

Также степень износа ЦПГ можно определить, проводя измерения пневмотестером в разных положениях поршня во время такта сжатия, например в начале такта сжатия, в середине и в конце.

 

Для проведения качественной диагностики автомобиля можно порекомендовать следующие модели пнемпотестеров: HS-A0021, AIR-TEST, 19201101 AIST, SMC-111MINI.

Также как и с компрессометром при выборе пневмотестера нужно обращать особое внимание на наличие нестандартных адаптеров, например под свечные отверстия с резьбой М12.

 

Дымогенератор

   

        Очень интересный, а иногда просто незаменимое диагностический прибор!

Дымогенератор в первую очередь предназначен для оценки герметичности впускных и выпускных трактов. С помощью дымогенератора можно за несколько минут определить любой даже самый незначительный подсос воздуха во впускном коллекторе.

 

Принцип действия дымогенератора.

В колбе дымогенератора установлена свеча накаливания которая подключается к аккумулятору автомобиля через специальный регулятор. Для образования большого количества дыма в колбу дымогенератора заливают минеральное масло, которое при контакте с накаленной свечой производит густой белый дым. Подаваемый по давлением воздух во входной штуцер дымогенератора вытесняет образовавшийся дым в выпускной шланг и одновременно служит источником кислорода для образования новой порции дыма.

Идеальным топливом для дымогенератора является детское масло Джонсон Беби, оно образует густой белый дым с приятным запахом.

 

Так как подсосы воздуха во впуском коллекторе, является довольно частой и трудно диагностируемой проблемой, мы рекомендуем включать дымогенераторы в стартовый комплект диагностического оборудования.

Также можно отметить, что дымогенератор производит большое впечатление на клиентов автосервисов. На некоторых СТО услуга проверки системы впуска на герметичность дымоенератором среди клиентов популярна даже больше чем измерение компрессии.

 

Несмотря на простоту конструкции и возможность самостоятельного изготовления рекомендуем Вам  использовать профессиональные дымогенераторы. Дело в том, что профессиональный дымогенератор имеет специальный регулятор напряжения, который сбережет свечу накаливания от перегрева и преждевременного выхода из строя. Также в самодельных  дымогенераторах как правило свеча накала просто «купается» в масле и сначала пытается нагреть все масло, потом «вскипятить» и потом уже создать дым, что не очень эффективно отражается на работе устройства. В фирменных же дымогенераторах масло подхватывается потоком входящего воздуха, разбрызгивается на свечу накала и  тут же, быстро и без перегрева устройства, сгорает, образуя дым нужной плотности. Также очень полезно когда в комплекте с дымогенератором идет комплект конусных пробок, значительно облегчающих подключение  устройства.

 

Стетоскоп

Этот недорогой, но очень полезный диагностический прибор, позволит Вам выявить неотрегулированный клапан или неисправный гидрокомпенсатор, неправильно работающую форсунку, изношенный подшипник и многие другие неисправности, которые можно определить наслух, достаточно только коснуться иглой стетоскопа до проблемного места и все сразу «услышится».

Так как стоимость стетоскопа изначально не слишком велика, то можно сразу присмотреться к профессиональному прибору, например к стетоскопу Licota ATP-2094.

 

 На этом стартовый диагностический комплект оборудования можно ограничить.

Конечно, в дальнейшем для более полной диагностики понадобятся осциллограф или мотор-тестер, газонализатор, тестеры различных исполнительных механизмов, загрузчики блоков управления и т.п.,  но об этом поговорим в следующей статье.

 

Думаю, что если вы внимательно прочитали данную статью, то ответ на заданный в заголовке вопрос вы получите сами!

 

Ну и конечно все указанное выше оборудование можно приобрести через наш сайт или купить у нас в магазине. 

Буду рад ответить на ваши вопросы и по возможности помочь советом.

 

Данная статья находится в стадии разработке и постепенно наполняетя картинками, ссылками на оборудование и интернет ресурсы.

 

ООО "ГЕФЕСТ"